Тема: «Формирование сотрудничества у детей дошкольного возраста через игру».
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие. Поэтому, считаю необходимым, помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей. Условия для развития сотрудничества создаются в разных видах деятельности: игровая, трудовая, продуктивная и др.
Педагогическая наука рассматривает личность как главную ценность общества. Взаимодействие и сотрудничество в обществе задает способы поведения и деятельности и позволяет позитивно и созидательно взаимодействовать. И дошкольное образование не может оказаться в стороне от этих процессов. Один из целевых ориентиров, заявленных во ФГОС ДО, звучит следующим образом: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты.
Проанализировав ситуацию в своей группе, я поняла, что дети имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты. Отсюда цель моего педагогического проекта.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: сплочение коллектива группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Для достижения поставленной цели, я обозначила следующие задачи:
- Учить ориентироваться на позицию сверстника;
- Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности;
- Формировать у детей способы взаимодействия в паре, подгруппе, группе.
- Формировать направленность на общий результат.
Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста мною были мною подобраны и апробированы следующие методики:
Методика №1 Метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова)
Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.
Данный метод является незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях.
Методика №2 Изучение коммуникативных умений детей «Рукавички» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова)
Цель: исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками.
Методика №3 «Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова)
Цель: изучение уровня развития общения, эмоциональное состояние детей.
Диагностика показала, что воспитанники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно‐непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут.
Таким образом, после проведения диагностики, работу решила осуществлять по следующим направлениям:
- Организованная образовательная деятельность (игры и упражнения направленные на формирование навыков сотрудничества)
- Совместная работа с педагогом-психологом направленная на личностное развитие дошкольников.
- Работа с родителями (совместные развлечения, родительские собрания, консультации и т.д.)
Свою работу я строила с учетом выделенных известными педагогами (Рылеева Елена Владимировна, Князева Ольга Львовна и др.) этапов развития навыков сотрудничества в дошкольном возрасте, обеспечивая постепенное накопление ребенком опыта взаимодействия со сверстниками.Сначала мы учились с детьми работать в парах, потом микро группах 3-5 человек, а потом и всей подгруппой (15-16 человек). В работе я активно использую сформированную мной картотеку специальных игр и упражнений для развития коммуникативных компетенций.
Наблюдая за детьми в ходе работы, я обнаружила существенные изменения в характере взаимодействия дошкольников друг с другом:
- сначала увеличилась продолжительность совместных действий детей в паре;
- практически исчезли случаи отказа от совместной деятельности до завершения выполнения задания;
- увеличилось время непосредственного сотрудничества детей в процессе совместной продуктивной деятельности
К сотрудничеству часто побуждает общий мотив и общая цель, поэтому я объединяла детей в рабочие подгруппы и создавала условия для реализации детьми коллективного замысла. Это дало определенные результаты - постепенно начали формироваться навыки работы в команде.
Учет интересов ребенка помогает не только привить желание выполнять деятельность, но и учит прислушиваться к мнению и желанию других детей. А значит, ребенок сможет не только реализовывать себя и свои желания, но и научится взаимодействовать с другими членами общества.
В перспективе на будущее я планирую продолжить поиск новых методов формирования навыков сотрудничества у дошкольников.