Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS | Понедельник, 29.04.2024, 08:41 Вы вошли как Гость Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | ||
|
Работа по теме самообразованияТема: «Формирование сотрудничества у детей дошкольного возраста через игру». Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие. Поэтому, считаю необходимым, помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей. Условия для развития сотрудничества создаются в разных видах деятельности: игровая, трудовая, продуктивная и др. Педагогическая наука рассматривает личность как главную ценность общества. Взаимодействие и сотрудничество в обществе задает способы поведения и деятельности и позволяет позитивно и созидательно взаимодействовать. И дошкольное образование не может оказаться в стороне от этих процессов. Один из целевых ориентиров, заявленных во ФГОС ДО, звучит следующим образом: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты. Проанализировав ситуацию в своей группе, я поняла, что дети имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты. Отсюда цель моего педагогического проекта. Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: сплочение коллектива группы и построение эффективного командного взаимодействия. Для достижения поставленной цели, я обозначила следующие задачи:
Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста мною были мною подобраны и апробированы следующие методики: Методика №1 Метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова) Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей. Данный метод является незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. Методика №2 Изучение коммуникативных умений детей «Рукавички» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова) Цель: исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками. Методика №3 «Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова) Цель: изучение уровня развития общения, эмоциональное состояние детей. Диагностика показала, что воспитанники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно‐непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Таким образом, после проведения диагностики, работу решила осуществлять по следующим направлениям:
Свою работу я строила с учетом выделенных известными педагогами (Рылеева Елена Владимировна, Князева Ольга Львовна и др.) этапов развития навыков сотрудничества в дошкольном возрасте, обеспечивая постепенное накопление ребенком опыта взаимодействия со сверстниками.Сначала мы учились с детьми работать в парах, потом микро группах 3-5 человек, а потом и всей подгруппой (15-16 человек). В работе я активно использую сформированную мной картотеку специальных игр и упражнений для развития коммуникативных компетенций. Наблюдая за детьми в ходе работы, я обнаружила существенные изменения в характере взаимодействия дошкольников друг с другом: - сначала увеличилась продолжительность совместных действий детей в паре; - практически исчезли случаи отказа от совместной деятельности до завершения выполнения задания; - увеличилось время непосредственного сотрудничества детей в процессе совместной продуктивной деятельности К сотрудничеству часто побуждает общий мотив и общая цель, поэтому я объединяла детей в рабочие подгруппы и создавала условия для реализации детьми коллективного замысла. Это дало определенные результаты - постепенно начали формироваться навыки работы в команде. Учет интересов ребенка помогает не только привить желание выполнять деятельность, но и учит прислушиваться к мнению и желанию других детей. А значит, ребенок сможет не только реализовывать себя и свои желания, но и научится взаимодействовать с другими членами общества. В перспективе на будущее я планирую продолжить поиск новых методов формирования навыков сотрудничества у дошкольников.
|
|
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 55 © 2024 |
Сайт создан в системе uCoz |